МОУ СОШ с. Б-Лука   Учитель ИЗО: Пилипенко Н.Ф.

Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока:

«Значение эмблематики в определении   места человека или     
                                          группы людей в обществе».

 

Цель:
формирование художественной культуры,
как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:

  1. познакомить с историей такой науки, как геральдика;

- символика цвета в классической геральдике;
- рисунки на гербах и их символическое значение;
   - создание гербов, эмблем по своему замыслу.

Зрительный ряд:
 - старинные гербы русских городов;                            
-  репродукции современных эмблем.

Литературный ряд:

  1. А.Лейкин «Путешествие в Гардарики».

   -   О.Тихомиров «Сказ об Иване Болотникове»

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, краски, кисти, клеёнка, тряпочка.

Опережающее задание на дом: подобрать материал о гербах и эмблемах.

На первом уроке этой темы, мы познакомимся с символическим характером языка декоративного искусства гербов, эмблем.
Перенесёмся  с вами в далёкое прошлое: «Вот первобытный человек острым обломком камня начертил на скале изображение какого-то животного: мамонта или тура. Вот в самых древних государствах – Вавилоне, Персии, Египте появляются знамена, печати, монеты, личное оружие с загадочными знаками, обозначающими не то божество, не то могущество и силу, власть имущих. Орёл с львиной головой, змей, лев, увенчанный короной, двузубец с короткой ручкой – один из самых древних знаков – символов, дошедших до нас через пять тысячелетий. Печати городов древней Греции на полтора тысячелетия моложе: сова древних Афин, видимо знак мудрости, роза Родоса, павлин Самоса, крылатый конь Коринфа, возможно, олицетворяли расцвет искусств и ремёсел, красоту зданий и храмов. Двуглавый орёл могущественной Византийской империи зорко следил за соседями, не упускал случая подчинить их своему влиянию.
А теперь представим себе средневекового рыцаря. Он с ног до головы закован в броню, только узкая прорезь оставлена для глаз. Чьё же лицо скрыто за этим забралом? Может это славный рыцарь времён короля Артура? Странствующий воин из гигантского города Толедо? Один из героев знаменитой «Песне о Роланде», французский рыцарь? Или немецкий? Не будем далее гадать. Посмотрим лучше внимательно, что изображено у него на щите?
Могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем, а внизу надпись «Дездичадо», то есть рыцарь, лишённый наследства.
Ну, конечно же, это сам Айвенго – герой одноимённого романа английского писателя Вальтера Скотта! Благородный рыцарь без страха и упрёка, как говорили раньше, непобедимый в бою, верный в дружбе.
Враги лишили его наследства, но не чести и доброго имени. И горе было им, если встречались они с Айвенго в чистом поле и различали изображения на его щите! Свой герб – рисунок на щите – Айвенго передал по наследству своему сыну, а тот – своему. Во всём старались потомки походить на знаменитого предка, как зеницу ока берегли завещанную им честь и доброе имя.
Герб! Слово это на многих языках означало два понятия: «оружие» и «наследство». Эти два понятия, двоякое значение слова «герб» (рисунок на щите) слилось воедино и стало обозначать отличительный знак сначала рыцаря, затем купца и ремесленника и наконец города.
Рисунок на щите был главной отличительной чертой любого знатного средневекового европейского воина.
Щиты в те далёкие от нас времена были у рыцарей разные: у варягов – треугольные, у итальянцев – овальные, у испанцев – квадратные с закруглением, у французов – четырёхугольные с заострением внизу, немецкий – вырезанную (неправильную). А у русских воинов щиты были круглые, для боя в конном бою и овальные в рост человека для пешего боя. И ещё одна отличительная черта: как правило, красили наши предки свои щиты в красный цвет – цвет мужества и стойкости в бою.
Рисунки на щитах напоминали о каких-то подвигах или заслугах основателя знаменитого воинского рода.
Постепенно, начиная с XII века, рисунки с рыцарских щитов перекочевали на кареты, дома, гобелены, ковры, изразцовые стенки каминов, флюгеры, надгробные памятники, дамские платья и сумочки. Средневековые ремесленники стали клеймить свои особые изделия рисунками, появились клейма и печати у торговых союзов корпораций. Наконец и средневековье европейские города обозревались своими гербами, стали помещать их на городских воротах и крепостных стенах. До сих пор сохранились возникшие много столетий назад гербы европейских городов. Флоренция – красная лилия, Париж – ладья, Лондон – крест и меч. Часто же изображения появлялись на городских печатях, а если город чеканил собственные деньги, то и на монетах.
Составлялись гербы  по очень строгим правилам. Возникла даже специальная наука о гербах – геральдика. Согласно её законам рисовали на гербах людей, животных, птиц, деревья, солнце, луну, звёзды, огонь, воду, предметы сделанные руками человека. Часто изображали легендарных животных и птиц: единорога, дракона, сладкоголосую птицу Сирин, грифона – зверя с туловищем льва, крыльями и орлиной головой.
Это были не только рисунки, но и своеобразные условные знаки, иероглифы, особая азбука. Каждый образованный человек того времени должен был овладеть этой грамотой.
Часто гербы объясняли специальные люди – например, геральды на рыцарских турнирах – соревнованиях.
Далеко не все зрители знали, что птица феникс, сжигающая себя на огне и каждый раз возрождающаяся к жизни из пепла, - символ бессмертия, сложенные крестом руки – верности, лев – силы, мужества, благородства, великодушия, отваги; журавль с камнем в лапе – бдительности, змея, кусающая свой хвост -  вечности, роза – чистота, лилия – рассвета, грифон – свирепости, единорог – непобедимости.
Большое значение имели и цвета гербов. Голубые, как безоблачное небо, означали красоту величие, синие – верность и честь, ярко – зелёные, как весенняя трава – изобилие, зелёный – свобода, надежда, красный как кровь – мужество, храбрость, страсть, чёрный – мудрость, печаль, золото – знатность, богатство, серебро – невинность, доброту, благородство и т.д.
По сочетанию цветов на гербе можно было определить и национальность владельца.
Поэтому для человека, жившего в то время и знавшего правила сложной геральдической символики, каждый герб являлся рассказом о заслугах и достоинствах его носителя.
В России первые гербы, как таковые, появились во второй половине XVII века при царе Алексее Михайловиче. И рождались они в обратном порядке, чем европейские: вначале городские, а затем личные, дворянские. Царь Алексей Михайлович без городских гербов уже не мог.
В 1672 году была составлена рукописная книга «Титулярник» с изображением тридцати трёх гербов земель тогдашней России. В основу их легли древние русские городские печати. Эмблематику «Титулярника» потом используют при составлении городских гербов. Широкий размах эта работа получила в правлении Петра Великого и в последующее время. До конца XVIII века центральная власть утвердила более 500 городских, губернских и уездных гербов.
На втором этапе урока мы с ребятами, опираясь на записи в тетрадях, стараемся объяснить разные гербы.
В заключение урока подводим итог тому, что ребята узнали на уроке:
– что такое геральдика?
– как объяснить значение рисунка на гербе?
– герб Вадинска, Пензы.
На втором уроке ребята создают свой герб, опираясь на записи урока предыдущего. Используют цветную бумагу, фломастеры. Можно выполнить уже известные им гербы. Просмотр работ, их оценка самими ребятами.

Сайт управляется системой uCoz